Страсбургский суд - При аресте Ники Мелия не было нарушения статей Конвенции по правам человека
Европейский суд по правам человека опубликовал решение по делу «Ника Мелия против Грузии».
В опубликованном Страсбургским судом пресс-релизе отмечается, что по делу «Мелия против Грузии» суд установил отсутствие нарушения права на свободу, безопасность и сферы применения ограничения прав.
Дело связано с арестом оппозиционного политика Ники Мелия в 2019 году и прикреплением электронного браслета. Суд признал иск приемлемым и установил отсутствие нарушения первого пункта статьи 5 Европейской Конвенции по правам человека (право на свободу и личную безопасность). Также Суд установил, что нарушения статьи 18 Конвенции (сферы применения ограничений прав) в отношении первого пункта статьи 5 Конвенции не было. Также Страсбургский суд установил, что отдельный вопрос не возникает в рамках третьего пункта статьи 5 Конвенции.
Согласно пресс-релизу, опубликованному Страсбургским судом, Страсбургский суд согласился с грузинскими судами в том, что на момент начала уголовного расследования материалы дела подтвердили «обоснованное подозрение» по смыслу статьи 5 Конвенции о том, что Мелия мог совершить уголовное преступление.
«Причины, по которым необходимо было применить меры пресечения, чтобы не дать ему скрыться, подделать доказательства или совершить повторное преступление, в полной мере изложены в решениях судов от 27 июня и 2 июля 2019 года. Соответствующее национальное законодательство предусматривало преобразование залога в предварительное заключение в ситуациях отсутствия безопасности постановлений об освобождении под залог.
Страсбургский суд не счел необоснованным заключение суда первой инстанции, основанный на различных элементах проверки последнего, о том, что риски, указанные в решениях от 27 июня 2019 г. и 2 июля 2019 г., все еще существовали на момент вынесения решения 17 февраля 2021 г., обосновывая замену залога на предварительное заключение. Арест был произведен в качестве крайней меры после очевидного отказа Мелия подчиниться постановлению об освобождении под залог. Суд признал, что действия Мелия можно было рассматривать в более широком контексте явно напряженной политической обстановки в стране в то время, его статуса политика и его права на свободу выражения мнений. Однако, похоже, вместо каких-либо правовых последствий за невыполнение залога Мелия рассчитывал, что, учитывая полтора года, прошедшие с момента начала уголовного расследования, меры пресечения будут вообще отменены. Однако Страсбургский суд установил, что такое толкование национального законодательства и Конвенции по правам человека не соответствует духу Конвенции и принципу верховенства права, который основан на первом пункте статьи 5. Соответственно, суд не усмотрел нарушения данной статьи», — говорится в пресс-релизе суда.