Согласно законодательным поправкам, подготовленным министерством внутренних дел, конкретизируются дефиниции «воровского сообщества», члена «воровского сообщества», «вора в законе», «воровской разборки» и к грузинскому законодательству добавляются такие термины, как «деятельность воровского сообщества» и «воровской сходки».
Данные термины определяются поправками к закону «Об организованной преступности и рэкете», инициирование которых, по информации Первого канала, состоится на сегодняшнем заседании бюро.
Силовое ведомство поясняет, что предложенный проект разработан на основе лучшей международной практики борьбы с организованной преступностью.
Согласно поправкам, определение «воровское сообщество» формируется на основе модели преступного сговора и в законопроекте объясняется, что «воровское сообщество» — любое единство лиц, которые соглашаются на осуществление деятельности «воровского сообщества».
«Соглашение лиц об осуществлении деятельности «воровского сообщества» достаточно для того, чтобы единство лиц считалось «воровским сообществом» и нет необходимости совершения конкретного преступного действия. Достаточно существования согласованного преступного умысла для осуществления деятельности «воровского сообщества» в будущем. Подобный подход существует в УК Грузии и в случае бандитизма и терроризма», — отмечается в объяснительной записке.
Вместе с тем, согласно проекту в закон добавляется понятие деятельности «воровского сообщества» и в законопроекте отмечается, что деятельность «воровского сообщества» — деятельность, осуществленная членом «воровского сообщества» или «вора в законе», цель которой — получение выгоды, завоевание власти или влияния для члена «воровского сообщества», «вора в законе» или другого лица путем запугивания, угроз, принуждения, условиями молчания, «воровской сходки/разборки», вовлечением несовершеннолетних в преступные действия, совершением преступления, подстреканием совершения преступления, с использованием криминального влияния или другими незаконными действиями.
«Проектом, расширились пути осуществления деятельности «воровского сообщества», существующие в виде примерного перечня в данной статье, и добавилась возможность «воровской сходки/разборки» и осуществления вышеуказанной деятельности с использованием криминального влияния. Вместе с тем, с учетом современных вызовов, пути осуществления деятельности «воровского сообщества» больше не являются исчерпывающими. Запись проекта «и другие незаконные действия» подразумевает осуществление любых противозаконных действий, которые служат достижению целей «воровского сообщества».
Согласно действующей редакции закона, целью «воровского сообщества» определено получение выгоды, что реально сужает рамки использования этой нормы. В ряде случаев, «воровское сообщество» действует от имени справедливости и других благородных идей. Соответственно, наряду с целью получения имущественной выгоды, к законопроекту добавляется цель завоевания власти, влияния», — говорится в объяснительной записке.
Согласно законопроекту, существенно меняется и разъяснение члена «воровского сообщества». В частности, согласно поправкам», член «воровского сообщества» — лицо, которое признает «воровской мир», имеет с ним связь и активно участвует в его деятельности. Также лицо, которое признает «воровской мир», имеет с ним связь и налицо имеется явно выраженная совокупности признаков, что своими действиями лицо выражает готовность участия в деятельности «воровского сообщества».
«Предложенная норма, наряду с активным членством, признала наказуемым действием и пассивное членство, что является одной из лучших практик по борьбе с «воровским сообществом» и исходит из концепции преступного сговора», — отмечают авторы.
В инициативе разъясняется, что активное членство подразумевает активное участие в «воровском сообществе», а пассивное действие означает присоединение к «воровскому сообществу», без осуществления его деятельности, активностей.
«Пассивное членство – готовность лица совершить преступление, декларирование воли лица, что в будущем он совершит преступление. Преступление завершится с того момента, когда лицо вступит в «воровское сообщество». Вступление в «воровское сообщество» уже является опасным действием и представляет собой предпосылку для совершения потенциального преступления в будущем.
Вместе с тем, необходимо отметить, что наказуемым становится не социальный статус, а принадлежность к «воровскому сообществу» (преступной группировке). Принадлежность лица в «воровскому миру», пассивное членство налицо, когда существует двухсторонняя связь между лицом и «воровским сообществом».
Членство «воровского сообщества» стало наказуемым действием и данное осуществляется с приобретения до отмены этого статуса беспрерывно. Согласно действующей сегодня редакции, данное преступление носит продолжительный характер, так как вместе с приобретением статуса требуется осуществление активных действий для возложения ответственности», — говорится в объяснительной записке законопроекта.
Законопроектом разъясняется и термин «вор в законе» и говорится, что «вор в законе» — это лицо, которое в любой форме управляет или/и осуществляет организацию «воровского сообщества» или определенную группу лиц, связанную с «воровским сообществом».
«Анализ нормы делает очевидным, что от «вора в законе», вместе с управлением и организацией «воровского сообщества» также требуется удовлетворение критериев, установленных для вступления в «воровское сообщество» (например, принятие непосредственного участия в преступной деятельности). Этот подход с учетом современных вызовов организованной преступности, не дает возможности осуществления эффективного преследования. Если наказуемость главарей организованной преступности будет основана на их непосредственном участии в преступной деятельности, это сделает невозможным их уголовное преследование.
Представляя собой «элиту» преступного мира, «воры в законе», как правило, непосредственно не участвуют в исполнении преступления. Они могут управлять лицом или криминальным действием, с использованием своего влияния и авторитета. Согласно проекту, из понятия «вор в законе» было изъято – требование членства «воровского сообщества», а также такая расплывчатая запись, как «специальные правила воровского сообщества».
Данная запись не удовлетворяет принцип предвидения, так как это меняющиеся во времени, неписанные правила», — говорится в объяснительной записке законопроекта.
Кроме вышеуказанного, проектом изменилось и разъяснение понятия «воровская разборка». В частности, согласно проекту, «воровская разборка» — оценка действия лица или/и рассмотрение/решение спора в любой форме членом «воровского сообщества/«вора в законе», в том числе и с помощью средств электронной коммуникации, с целью осуществления деятельности «воровского сообщества».
«Действующей редакцией закона понятие «воровской разборки» определяется как «разрешение спорного вопроса между двумя или более лицами, в ходе которого используется угроза, принуждение, запугивание или другое незаконное действие». Однако на практике «воровская разборка» может и не сопровождаться угрозой, принуждением или запугиванием, что реально сужает границы применения нормы закона. Внесенное новое понятие термина «воровской разборки», даст возможность квалифицировать «воровскую разборку» не только как разрешение спорных вопросов, но и производить правовую оценку деятельности лица. Так же, рассмотрение споров не обязательно между двумя и более лицами, достаточно и разрешение спора между представителем «воровского сообщества» с любым другим лицом — отмечается в объяснительной записке законопроекта.
Вместе с тем, проектом учтено и введение понятия «воровская сходка». В частности, «воровской сходкой» будет считаться – собрание двух или более лиц, или связь в любой форме (в том числе и с помощью средств электронной коммуникации) с целью рассмотрения, решение вопроса вступления лица в «воровское сообщество» или смены статуса, управления финансовыми, материальными ресурсами или любых других вопросов в связи с деятельностью «воровского сообщества».
«Предложенная статья дает возможность привлечения к ответственности участника «воровской сходки», «вора в законе», члена «воровского мира» или любого другого лица на территории Грузии, несмотря на их гражданство или осуществления ими любого преступного действия на территории Грузии.
Вместе с тем, «воровская сходка» становится наказуемым не только в случае собрания на территории Грузии, но и в случае связи в любой форме, если целью данного является рассмотрение, решение вопроса вступления лица в «воровское сообщество» или смены статуса, управления финансовыми, материальными ресурсами или любых других вопросов в связи с деятельностью «воровского сообщества», — говорится в объяснительной записке законопроекта.