Страсбургский суд продолжает рассматривать дело «Грузия против России» (дело II). Устные слушания намечены на 23 мая текущего года.
По информации пресс-службы министерства юстиции Грузии, сегодня, 22 мая грузинская делегация провела рабочую встречу. Участники встречи еще раз выслушали речь адвокатов и окончательно уточнили все детали за день до слушаний.
Межгосударственную тяжбу рассматривает Большая палата Страсбургского суда, которая укомплектована представителями 17 стран, в том числе Грузии и России. Большой палатой руководит президент ЕСПЧ Гвидо Раймонди. Грузинская сторона выступит с закрепленной доказательствами позицией перед Европейским судом для установления совершенных в отношении наших граждан и нашей страны нарушений, совершенных Российской Федерацией в период августа 2008 года и после него.
По данным министерства юстиции, решение Страсбургского суда будет не только прецедентным, но и важным с точки зрения конфликтов в Грузии, Украине и Молдове, так как оно будет способствовать укреплению правовой рамки, в рамках которой эти конфликты должны быть решены с политическим усилием. В то же время, это даст Грузии возможность укрепить правовые и политические позиций, чтобы мы более эффективно осуществили реализацию поддержки государств-членов международного содружества и международных институций на пути восстановления территориальной целостности нашей страны. Дело «Грузия против России» является прецедентным и для Европейского суда по правам человека. Страсбургский суд впервые рассматривает такое широкомасштабное дело, которое касается активных боевых действий во время международного вооруженного конфликта, и вопросов взаимоотношений международного гуманитарного права и международного права по правам человека в этом контексте.
На устных слушаниях 23 мая суд рассмотрит комплексные вопросы, в том числе насколько попадают в рамки юрисдикции России массовые нарушения, совершенные в отношении граждан Грузии в период активных боевых действий и дальнейшем периоде; с учетом взаимоотношения международного гуманитарного права и международного права по правам человека, насколько попадает представленный в результате международного вооруженного конфликта иск в стандарты защиты Европейской конвенции по правам человека; вопрос истечения внутриправовых средств. Грузия доказывает, что массовые нарушения в отношении граждан Грузии, совершенные в период войны и после войны попадают под юрисдикцию России и основаны на следующих доказательствах: подготовка Россией военного персонала де-факто режимов; назначение высоких должностных лиц; оказание финансовой и экономической помощи; «паспортизация» и принятие безвизового сообщения; распространение российского законодательства на оккупированные территории; количество военного контингента русских; российские учения на территории т.н. Южной Осетии, которые прошли в рамках плана военных действий незадолго до Августовской войны; признание Абхазии и Южной Осетии независимыми государствами и т.д.
Позиция Грузии – чтобы требование об истечении всех средств внутригосударственной правовой защиты не распространилось на данное дело, так как со стороны России существовала т.н. административная практика снисходительного отношения к нарушению конвенции и таких действий со стороны России. Для того, чтобы выиграть вторую межгосударственную тяжбу с Россией, Грузия представила твердые позиции и доказательства, для чего министерство юстиции проделало огромную работу. 6-17 июня 2016 года в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, в целом, выслушал 33 свидетелей (свидетели были вызваны как Грузией и Россией, также и по инициативе суда).
После рассмотрения дела по существу — с 8 октября 2013 года до настоящего времени были изучены существующие в различных источниках широкомасштабные, комплексные документы/доказательства в большом количестве. В результате оценки их качества были отобраны и в разное время в Страсбургский суд со стороны Грузии представлены до 700 доказательств (в том числе, видео- и фотоматериалы, данные с радаров, заключения эксперта, записи с камер видеонаблюдения, записи сейсмической станции, свидетельствующие о взрывах, показания свидетелей, фотографии с сателлитов, материалы СМИ, отчеты международных организаций, записи телефонной прослушки, отчеты по разминированию, части взорвавшегося в Гори «Искандера» и заключения проведенной по ним экспертизы и т.д.) и не один документ с соответствующим анализом и аргументами.
По делу Августовской войны Грузия обвиняет Россию в нарушении 8 статей Европейской конвенции, в частности, Грузия считает, что Россия во время войны и дальнейшей оккупации нарушила следующе статьи Европейской конвенции: право на жизнь (статья 2); запрещение пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (статья 3); право на свободу и личную неприкосновенность (статья 5); право на уважение частной и семейной жизни (статья 8); право на эффективное средство правовой защиты (статья 13); защита собственности (статья 1 протокола №1); право на образование (статья 2 протокола №1); свобода передвижения (статья 2 протокола №4). Письменные позиции и соответствующие доказательства по существенной части дела российско-грузинской войны Грузия впервые представила 31 декабря 2014 года, после этого, дополнительно – 19 февраля и 31 марта 2016 года, 31 января и 24 ноября 2017 года.
Межгосударственный иск в Страсбург поступил 11 августа 2008 года, а 6 февраля 2009 года Грузия представила уточненный иск; по решению 13 декабря 2011 года Страсбургский суд признал иск Грузии допустимым, без предварительного решения стороны по существу.